?

Log in

Mar. 26th, 2011 @ 01:18 pm Как писатели продаются за сапоги, или о литературном рабстве :)
Tags:
Однажды я приехала в Москву залечивать душевные раны от соавторства с соаффтаром отдыхать и предаваться разврату чаепитиям с друзьями, а именно Светланой Дмитриевой.
Когда я вывалила на бедную Светку свои душевные страдания, немножно отогрелась и разомлела, эта змея поползла в тихую и коварную атаку.
- Олечка, - прошипела она, преданно заглядывая мне в глаза, - я хочу быть твоим соавтором!
Я поперхнулась чаем.
- Ты что, с ума сошла?! Ты же только что выслушала как минимум десять способов убийства моего прошлого соавтора!!
- Понимаешь, - потупилась Светка, - мне очень нужны зимние запоги. А то мои развалились.
- И сколько вагонов сапог ты надеешься купить на мой гонорар?!
- Нет, - успокоила меня "соавторша". - Мне нужна только статья в ЛКИ. От твоего имени. И я ее даже сама напишу, и тебе даже гонорар отдам!
- А при чем тут тогда сапоги?! - опешила я.
- Ну, - грустно сказала Светка, - сапоги мне тоже очень нужны. Но я не настаиваю. Я согласна отходить зиму в дырявых кедах, простудиться и умереть, лишь бы получить широко известное в узких кругах звание "литературного негра Самой". Мне это для портфолио нужно. И сапоги, конечно, тоже. Но они вторичны, и я согласна уступить их тебе.
Света выразительно посмотрела на мои, как назло, новые сапоги.
- Блин, - уныло сказала я, понимая, что загнана в тупик. - И как ты собираешься писать статью от моего лица без моего участия?!
- А я тебе несколько вопросов задам, ты на них ответишь, я постигну ход твоей мысли, и все напишу! - успокоила меня Светка. - Я даже тему придумала. "Как написать убийство".
- М-да, - мрачно сказала я. - По-моему, ты уже ее постигла. На что только не пойдет человек ради новых сапог!!!
Деваться было некуда. Мы затоварились расходными материалами - а именно каким-то дорогим, но мерзким алкоголем, сыром, хлебом и шоколадом, и отправились фальшивостатейничать.
Вначале все шло довольно прилично. Я умно отвечала на глупые вопросы, заедая тоску бутербродами, пока Светка не сказала, что, пожалуй, материала ей уже хватает, и она будет писать. А я могу с чистой совестью идти спать.
Но спать под Светкино вдохновение, подхлестнутое жаждой сапог, оказалось невозможно. Она то стучала по клавитуре, то хихикала, то слушала мой голос из диктофона - в записи он звучал исключительно мерзко, а к концу еще и нетрезво.
Я не выдержала, выползла из-под одеяла и перегнулась через Светкино плечо. "А потом взяла селедку и давай ейной мордой мне в харю тыкать" - всплыло из подсознания.
- Вот тут у тебя криво... и тут неправильно, я бы так никогда не сказала... И вообще, отдай мне клавиатуру! - возмутилась я.
Светка подленько захихикала и так резво уступила мне место, что я поняла: это все было запланировано!!!
...Следующие три часа я писала эту чертову статью. Точнее, переписывала и дополняла от ехидных Светкиных комментариев. И, кстати, я была против котят!!! Во-первых, глупо. Во-вторых, не святы нифига! Но Светка привлекла себе на помощь редактора и корректора, которые одержали верх над моим чувством прекрасного.
На Росконе пойду и из принципа отберу у Светки один сапог. И из второго стельку выниму :)))



Оригинал статьи на http://www.lki.ru/ (журнал "Лучшие Компьютерные Игры")

Убей его!

Автор материала:
Ольга Громыко


Убивать героя — тяжелая и грязная работа. Особенно если герой главный, выстраданный и любимый. Да и второстепенных положительных как-то жалко, а перед отрицательными стыдно. Они же не виноваты, что ты их такими сочинил, причем с единственной целью: умереть на потребу публике.
Но иногда все-таки приходится брать в руки топор (меч, саблю, лук, сосульку на крыше, голодного дракона) — и со слезами на глазах уменьшать поголовье персонажей.
Тому есть несколько серьезных причин.

Кому это выгодно?

Убийство персонажей преследует две цели. Первая — это раскрытие характера героя, в частности, проверка его на способность отнять жизнь. Его реакция на смерть многое расскажет о вашем герое. Даже если он опытный воин — не говоря уж об изнеженной барышне, — это стрессовая ситуация, максимально ярко проявляющая характер как самого героя, так и его спутников. Кроме того, это отличный способ вызвать в читателях сочувствие к герою, заставить их сопереживать ему.
Мало просто устроить драку, изрубив орду противников во имя добра, справедливости и мира во всем мире, — такой текст будет интересен разве что фанатам Doom’а. Убийство должно быть — или, по крайней мере, казаться герою — единственным возможным выходом. Когда или ты убьешь — или убьют тебя и твоих подопечных. Убийство ради демонстрации молодецкой силушки героя не красит, даже если он отрицательный — потому что он тоже должен быть живым человеком, а не картонным злодеем. Иначе про него будет неинтересно читать.
Вот пример из недавней книги «Год крысы. Путница». Главный герой в состоянии аффекта убил десяток разбойников и только после драки осознал, что натворил. Молодой мужчина, до сих пор только бахвалившийся боевыми подвигами, с изумлением обнаружил, что убить человека на словах и убить на деле — большая разница. Смерть страшна и неприглядна, даже если это смерть врага. Она повлияла на характер героя и изменила его отношение к насилию как к быстрому и простому способу разрешения конфликта.
Что, собственно, и было целью автора.
Вторая цель убийства — зрелищность. С помощью сцен драк можно усилить внутреннюю напряженность текста, добавить драйва, в конце концов — занять героев делом в преддверии кульминации основного конфликта. Но увлекаться ими не стоит, все-таки это роман, а не пособие по криминалистике.

Ищите мотив

Смерть героев должна быть оправданной. Если герой умрет внезапно, его смерть будет напрасна. Читатели не пожалеют его, а только удивятся: что это за рояль в кустах? Писателю, как и художнику, часто приходится действовать в ущерб реализму. Понятно, что на войне вероятность погибнуть от шальной стрелы или быть затоптанным конницей гораздо выше, чем умереть в эффектной схватке один на один. Но это смерть бессмысленная и не идущая на пользу книге, поэтому важно подобрать героям кончину поинтереснее, обыграть ее. Говоря проще, обреченный персонаж должен идти к смерти, совершать поступки и принимать решения, которые к ней приведут, как это ни жестоко звучит — заслужить ее. Чтобы автор, а потом и читатели плакали, но осознавали неизбежность этого события.
Кроме того, смерть должна работать на сюжет. К примеру, если намечается масштабная битва, кто-то из героев непременно должен умереть, иначе будет нереалистично. Если люди не погибают на войне, это не война. Если во время эпидемии испанки никто даже не чихнет, это не эпидемия. Если стихийное бедствие не унесет чью-нибудь жизнь, то это никакое не бедствие! Это просто беда — для книги.

Физиология убийства

Первое правило писателя гласит: «Не знаешь — не пиши». Если вы слабо представляете, как выглядит труп, и что бывает, если ткнуть острым предметом в надключичную ямку, описывать это противопоказано. Ограничьтесь расплывчатым описанием, что-нибудь вроде: «Он взмахнул мечом, и враги начали падать». Автор, не знающий анатомии, рискует порадовать читателей «фонтаном ярко-алой крови из перерезанных вен» либо родить перл вроде "пронзенный мечом в печень, он вырвал его, убил еще десять врагов, произнес часовую прощальную речь и к вечеру тихо отошел". Трагический эффект сменится комическим, а то и вовсе отвернет читателя от книги.
Конечно, я не предлагаю пойти на улицу и кого-нибудь убить для достоверности и вящей бойкости пера. Поищите консультантов среди врачей и мастеров боевых искусств; на худой конец, почитайте медицинскую энциклопедию.
Кроме того, следует учитывать специфику жанра. Если в серьезном фантастическом романе допустимы и даже приветствуются кровавые и реалистичные подробности, то в юмористической фантастике не стоит на них акцентироваться. А лучше вообще обойтись без убийств.

Орудие убийства

Волшебные клинки, метко втыкающиеся в плоть врага и вопреки законам физики отсекающие от нее разнообразные куски, встречаются в каждом втором романе жанра фэнтези. Попробуйте придумать что-нибудь оригинальное. В мире существует столько разнообразных орудий убийства, что автору просто грешно ограничивать себя мечом.Кроме того, смертельная битва между героем и злодеем — событие само по себе заурядное, и штампованные описания напрочь загубят сцену.
Схватка — это не просто мордобой, где один схватил, второй врезал ногой, третий зарядил в глаз... Действие, поданное одним липким куском, утомляет читателя и рассеивает его внимание. Покажите происходящее с разных точек — глазами одного противника, другого, пролетающей мимо птицы, на уровне чувств, эмоций, ощущений, свяжите его с явлениями природы, и так далее.
Photobucket

Очень наглядно в этом плане аниме «Меч чужака», где камера попеременно показывает поединок двух воинов на мосту — и ловлю рыбы крестьянином под мостом. Сверху идет борьба между людьми, снизу — между рыбаком и подсеченной рыбой. Нарастание напряжения, кульминация и развязка на обоих уровнях происходят синхронно, завораживая зрителя.
Словом, если вы уже решили кого-то убить — сделайте это красиво!

Жертвы

Как писал Ремарк, одна смерть — трагедия, миллион — статистика.
Жизнь — слишком большая ценность, чтобы разбрасываться ею на каждой странице. Доверху заполненное кладбище не прибавит вашей книге художественных достоинств. Пусть лучше погибнет один человек, но его смерть заставит заплакать или задуматься.
Важно. Никогда не убивайте детей и котят. Котяты святы. (По зрелом размышлении - но если очень надо, то можно).

Преступление и наказание

Вина и наказание должны быть соизмеримы. Истории, в которых на героя выскакивают два слабоумных оборванца и обидно показывают ему язык, а он достает из кармана файербол и оставляет от злодеев два дымящихся пятна, характеризуют героя (а заодно и автора!) не самым лучшим образом. Даже если вы убиваете законченного негодяя, обоснуйте это. Расскажите читателю, чем он заслужил такой конец. Убедите его в том, что избежать этого было невозможно. Я не призываю делить мир на белое и черное, но у героя должны быть четкие моральные принципы. Которые, кстати, могут не совпадать с общепринятыми или авторскими, однако играют на созданный вами образ.

И напоследок

Путь воина — это путь смерти, но мне обычно жалко своих героев. Да, это моя слабость, но — если уж совсем откровенно — я ею горжусь. Пусть живут. Заслужили.

Photobucket

Рисунки А.Ремизова, совесть и сапоги С.Дмитриевой.
И такое лечат...
писатель
[User Picture Icon]
From:dir_for_live
Date:March 26th, 2011 11:22 am (UTC)
(Ссылка тудыть)
Почему - сапог? Она оба обещала!
[User Picture Icon]
From:optovick
Date:March 26th, 2011 11:30 am (UTC)
(Ссылка тудыть)
Блин, очень очень интересно)))
[User Picture Icon]
From:falcrum
Date:March 26th, 2011 11:26 am (UTC)
(Ссылка тудыть)
«Никогда не убивайте детей ... Истории, в которых на героя выскакивают два слабоумных оборванца и обидно показывают ему язык, а он достает из кармана файербол и оставляет от злодеев два дымящихся пятна, характеризуют героя (а заодно и автора!) не самым лучшим образом.»

Чё-та сразу Ветхий Завет вспомнился, про Елисея...
[User Picture Icon]
From:jorian
Date:March 26th, 2011 06:24 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Именно поэтому Библия не считается художественным произведением.
[User Picture Icon]
From:galareana
Date:March 26th, 2011 11:32 am (UTC)
(Ссылка тудыть)
Статья, как всегда просто роскошна, но рассказ о написание ея - это пир души.
[User Picture Icon]
From:rdvalentine
Date:March 26th, 2011 11:36 am (UTC)
(Ссылка тудыть)
Важно. Никогда не убивайте детей и котят. Котяты святы.
Вот чесслова, действительно так. Сцена, скажем, подготовки к жертвоприношению котят для творения чорной-чорной магии может отбить нафиг желание читать дальше, если написана хорошо, так, что в воображении рисуется мгновенно. Столкнулся с этим как-то. Трясясь, вчитывался в эпизод вплоть до самой отмены жертвоприношения, после чего расслабленно вздохнул и читал дальше. Вроде и трупов до этого момента там уже немаленькая кучка была, а угроза убить котят - вызвала мысль "ну нафиг, не буду читать я это!"
[User Picture Icon]
From:kisa_u_kamina
Date:March 26th, 2011 08:09 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Ален Лекс?

Я тоже переживала, и было огромное желание заглянуть вперед, чем там дело кончилось)
[User Picture Icon]
From:l_ora
Date:March 26th, 2011 11:41 am (UTC)
(Ссылка тудыть)
крыса как-то котенка не пожалела )))
[User Picture Icon]
From:tramarim
Date:March 26th, 2011 12:02 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
А автор - Фессино дите :(
[User Picture Icon]
From:natalis_69
Date:March 26th, 2011 11:45 am (UTC)
(Ссылка тудыть)
Кажется, на баше прочитала: "Если на пачке сигарет написать не "Курение убивает", а "Курение убивает маленьких милых котят", то число курильщиков уменьшится вдвое" Таки котят жалко, но для усиления трагизьма бывает действенно.

А про сапоги,в ы только смотрите, а то вдруг они окажутся заношенными до неприглядности и отбирать уже ничего не захочется ;)
[User Picture Icon]
From:anna_gurova
Date:March 26th, 2011 11:59 am (UTC)
(Ссылка тудыть)
Отличная статья. На доклад потянет :)
[User Picture Icon]
From:flaming_beara
Date:March 26th, 2011 12:00 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Познавательно. Спасибо.
Детей (особенно маленьких девочек) сейчас модно делать главгадами. Ну и, само собой, множить на ноль.
А животинок мне ой как жалко всегда, особенно лошааадооок :((((

И вообще я сторонница хэппи-эндов. Потому что умереть - это так банально, все там будем, а вот удачно выкрутиться из ситуации - такое не каждый автор в состоянии придумать.
[User Picture Icon]
From:emuna
Date:March 26th, 2011 12:07 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Не выдержав: "А почему нельзя убивать котят?":-)
[User Picture Icon]
From:volha
Date:March 26th, 2011 12:07 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Понятия не имею :)))
[User Picture Icon]
From:homkaboo11
Date:March 26th, 2011 12:23 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Классная статья :))
И предыстория - не хуже XD
Вороны - отпад XDDD
[User Picture Icon]
From:yennifer_milady
Date:March 26th, 2011 12:56 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
>>>Автор, не знающий анатомии, рискует порадовать читателей
Еще как радуют! У меня несколько друзей-медиков, с удовольствием читающих фанфики по "Гарри Поттеру". Одна из них принципиально собирает анатомические ляпы, там уже толстенькая папочка нарисовалась )))
[User Picture Icon]
From:ronni_why
Date:March 26th, 2011 07:13 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
А есть анатомические ляпы в снейджерах? Покажите, плииз....
[User Picture Icon]
From:juliana
Date:March 26th, 2011 01:02 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Хорошая статья, жаль, что только одна.
Вот бы целый мастер-класс! :)))
[User Picture Icon]
From:volha
Date:March 26th, 2011 01:09 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
с подробностями про расчлененку? :)
[User Picture Icon]
From:ins0lence
Date:March 26th, 2011 01:41 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Картинки очень порадовали))

Да и статья хорошая, хотя я и не согласна с парой пунктов)
[User Picture Icon]
From:volha
Date:March 26th, 2011 01:45 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
ну, я с ней как минимум на один сапог не согласна :)))
From:sciurus_ok
Date:March 26th, 2011 01:43 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
"Поищите консультантов среди врачей и мастеров боевых искусств; на худой конец, почитайте медицинскую энциклопедию."

Хи, как-то хотела сама че-нить пропробовать написать, давно это было.
А потом как подумалааа..

Эт-то ж сколько доплитературы перелопатить надо О_о
Всякая архитектура-медицина и еще куча узкоспециаллизированного...
Не, лучше программирование поучу, оно проще
[User Picture Icon]
From:vedomir_s
Date:March 26th, 2011 04:21 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
И платят больше
[User Picture Icon]
From:kleo_girl
Date:March 26th, 2011 02:38 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Вот уж верно - если помирать, то с музыкой. Не надо отнимать сапог - надо подарить кота. тогда месть будет вдвойне сладка - и за соавторство и за котят)
[User Picture Icon]
From:volha
Date:March 26th, 2011 03:58 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
у нее есть кот :)))
[User Picture Icon]
From:andrey_cruz
Date:March 26th, 2011 03:04 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
А как быть с таким героем, который убивает без рефлексий? Счел, что кто-то для этого совсем созрел (плохой человек патамушта), застрелил его, испытал легкое чувство удовлетворения от аккуратно сделанной работы, отлил и дальше пошел? И никакого пятна на психику это не отложило. Пример - люди, которым и раньше приходилось убивать по службе или по работе. Таких ведь много.
[User Picture Icon]
From:advokatstudio
Date:March 26th, 2011 05:23 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Ага.. а читатели до сих пор Сэма с Дрикой, кое кому - простить не могут.. :) а мне еще и Сокса жаль..
[User Picture Icon]
From:strange_cat
Date:March 26th, 2011 03:08 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
"Котяты" это специально? :)
Вороны отпадные, да!
[User Picture Icon]
From:tinkerfrost
Date:March 26th, 2011 03:15 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Очень-очень надеюсь, что последняя фраза относится и к последней (на данный момент) книге...
Очень-очень хочу продолжения!
И жду-не дождусь, когда до нас бумажные варианты дохромают! Litress, конечно, штука хорошая, но место на полочке ждёт)))
[User Picture Icon]
From:kaktus_mama
Date:March 26th, 2011 03:16 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Да, статья получилась уж очень явно "Вашей", сапоги точно должны Вам достаться! :)))
И немножко "не в тему": а что такое ЛКИ? У меня с этой аббревиатурой ассоциируется только Ленинградский Кораблестроительный Институт, филиал которого я закончила... :)))
From:ought [diary.ru]
Date:March 27th, 2011 04:25 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Журнал такой. О компьютерных играх. lki.ru
[User Picture Icon]
From:funduk_80
Date:March 26th, 2011 04:11 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
спасибо за мастер - класс!!!
[User Picture Icon]
From:funduk_80
Date:March 26th, 2011 04:15 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
единственное, что хотелось бы "добавить": пожелание некоторым авторам не убивать героев из моды... типо, всё кончилось - плохо, все хорошие умерли, плохие - восторжествовалии вообще, таг жыть нелзя! (особенно, этим перестроечные авторы страдали: тогда даже победивший всех бандитов/орков/гоблинов герой умирал в конце... потому как: таг жыть нэлзя!)
[User Picture Icon]
From:eglaine
Date:March 26th, 2011 05:29 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
ка-акой иллюстративный материал! Вороны просто отпад!
а статья очень познавательная; и преамбулу, и амбулу читала с удовольствием.
[User Picture Icon]
From:anna_art
Date:March 26th, 2011 05:58 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
А как же невинно убиенная Данка? Или как там сестру Вирры звали?
Или она уже не считается ребенком?
[User Picture Icon]
From:_alya
Date:March 26th, 2011 06:43 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
ну она уже не совсем деть была, насколько я помню...
Но жалко девочку, да...
[User Picture Icon]
From:love_hayley
Date:March 26th, 2011 07:10 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Статья шикарная! Конечно, как ранее уже и писали, хочется, чтобы "И напоследок" относился к недавно вышедшей книге! А сапоги вы лучше пополам разрежьте: одной - ботильоны, другой - гетры с бахромой.)))
[User Picture Icon]
From:jorian
Date:March 26th, 2011 07:39 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
А теперь надо бы послушать на эту тему начальника транспортного цеха...
;)
[User Picture Icon]
From:rudenka
Date:March 26th, 2011 07:44 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
очень актуально, спасибо.
как раз намедни убила одного своего героя, но получилось это так стыдливо и скромно, что самой стыдно. надо переубить