?

Log in

No account? Create an account
Jan. 27th, 2010 @ 09:42 pm Мастер-классовое :)
Сегодня, дорогие мои юные авторы (хищно поглядывает на коллекцию голов над камином) мы поговорим о таком расходном материале для писательской деятельности, как тестеры. Ибо, как я успела убедиться ,что авторы, что потенциальные жертвы их нешлифованного творчества ужасающе некомпетентны в этом вопросе.

Итак, вы пишете книгу. Точнее, уже написали целых десять страниц, но тут подлая муза ускакала, и вы остро нуждаетесь в загонщиках, которые будут возвращать ее в ваши сети истошными криками "Аффтар, пеши исчо!".
И вот в ЖЖ/дайри/т.д. появляются посты: "Я пишу книгу (выложил на СИ первые три главы), кто хочет быть моим тестером?".
"Ну-ну", злорадно говорю я, слишком хорошо зная, что воспоследует за этим призывом.
Скажите, вам придет в голову зайти в поликлинику, встать посреди коридора, заполненного толпой, и громко объявить: "Я тут чем-то заболел, полечите меня кто-нибудь?" Вряд ли - ведь вас может услышать как терапевт, так и психиатр, проктолог или вообще бабка с собственным больным зубом, ждущая очереди уже три часа и готовая вцепиться в кого угодно с совершенно непредсказуемой целью.
Запомните: нет ничего более убийственного для книги, чем вслепую набранные по интернету тестеры.

Негодящесть тестеров может быть обусловлена различными причинами, но исход у нее одинаково печальный.
а) тестер восторженный.
Он хвалит все. И удачные сцены, и неудачные. Вот вы чувствуете: что-то не так, коряво, спрашиваете тестера, а он тебе: да не, все здорово, все круто! И когда сторонний читатель на СИ замечает: слушай, автор, что-то тут не так, то его в лучшем случае игнорируют, а в худшем - посылают. Тестер же сказал, что все зашибись! Книга выходит, и автор получает люлей уже от тысячи читателей, и только тогда до него начинает что-то доходить. Но качество текста уже безвозвратно утеряно.
б) тестер глупый недовольный.
Ему не нравится ваш текст. Вот просто именно ему не нравится, и все. Почему - он объяснить не может, и начинет кочевряжиться "вот что-то тут не так... вот что-то там не так...". Вместо того, чтобы писать дальше, автор сидит и тупо втыкает в текст, пытаясь понять, что не нравится этому конкретному (незнакомому!!) человеку.
в) тестер умный недовольный.
Ему не нравится ваш текст. И он подробно объясняет, почему именно ему он не нравится. Текст хорош, вы это чувствуете. Но начинаете сомневаться. Вместо рабочего настроения на вас накатывает депрессия, причем этот тестер вас еще и ободряет: "ну ничего, ты просто устал, а вот когда отдохнешь, то напишешь очередной шедевр!" Автор, напротив, понимает, что лучше он не напишет - он и так выложился по полной. Текст в лучшем случае завис, в худшем залюбляется исправлениями до непотребства.
г) тестер ленивый. Он бы, может, и прочитал ваш текст, но ему принесли полное собрание сочинений Льва Толстого, и он неспешно им наслаждается, отложив вашу нетленку. Автор же сидит и страдает: вот, он мне не отвечает, наверное текст так плох, что ему даже нечего сказать! Работа опять стоит. Нет, этот тестер при регулярном пинании рецензию напишет, и даже вполне качественную. Но время-то потеряно!
д) тестер случайный. Он зачем-то согласился вас читать. То ли из вежливости, то ли из интереса, который угас по прочтении текста. Ну, мало ли по какой причине. Не его. Настроения нет. Поругался с автором на другом форуме под другим ником и обиделся на него. Автор ему текст отправил - а в ответ тишина. Сиди и мучайся - а вдруг он спер ваш текст, чтобы издать под своим именем?!
е) тестер Прошлой Книги. Он прочитал прошлую книгу автора и она безумно ему понравилась. Он даже выучил ее наизусть и готов цитировать с любого места. И на СИ специально зашел - вдруг автор выкладывает там вожделенную ПРОДУ?! Все бы хорошо, но тут тестер обнаруживает, что это не прода, а вовсе даже новая книга. Не про зайчиков, а про белочек, которых он терпеть не может. Тестер мужественно - как же, ведь это его любимый автор! - терпит его несколько глав, а потом скорбно режет правду-матку: "Знаешь, Автор, зря ты это затеял. Вот прошлая..." Автор в растерянности: как же, ведь не может один и тот же человек хвалить его прошлую книгу и ругать нынешнюю! Значит, он, автор, действительно стал хуже писать! И проект благополучно издыхает.

Стоит так же упомянуть "эффект монитора", то есть человек и похвалил бы бумагу, а от электронки у него глаза устают и книга кажется ему хуже, чем на самом деле. Что тоже не добавляет автору уверенности.

Я не говорю, что это - плохие люди. ЭТО ПЛОХИЕ ТЕСТЕРЫ. Они не помогают вам совершенствовать текст. По сути, это не тестеры, а читатели, которые хотят, чтобы им сделали красиво "пока что-то можно исправить". Вне зависимости от того, как эту красоту представляете вы.

Именно поэтому я против выкладки произведений в ЖЖ/на СИ. Толку мало, головной боли много, да и вообще, как говорится в известной пословице, негодящим тестерам незаконченную работу не показывают.

А кому же показывают?
- тестер-соавтор. Вполне хватит одного-двух, близко вам знакомых. Это профессионалы (редакторы, писатели, просто очень начитанные люди), которым интересен не конкретный текст, а весь процесс. Они наслаждаются им, как настольной ролевухой с вами в роли мастера. И им, по сути, без разницы, что в результате получится - белочка или зайчик, с ними можно обсудить как уже написанные куски, так и только планирующиеся, и извлечь из этого конкретную пользу - без морального ущерба.
- тестеры-читатели. Опять-таки из знакомых, в адекватности которых вы почти не сомневаетесь, но ни в коем случае не фанаты. Пусть просто прочитают и скажут пару слов, понравилось или нет. Их может быть пять-десять человек, половина, допустим, читает по главам, другая - уже текст целиком, так ярче видны сюжетные косяки.
Уверяю вас, этого вполне хватит!

Не привлекайте для бета-тестинга посторонних лиц. Они угробят и книгу, и писателя.

И вообще: "тестеры поймают баги, корректор ошибки исправит, редактор сюжет причешет" - авторы, а вы сами-то на что годитесь? :)))
И такое лечат...
ведьма
[User Picture Icon]
From:tanhorn
Date:January 27th, 2010 07:54 pm (UTC)

(пугливо хныча)

(Ссылка тудыть)
Оль, а хотя бы анонсы книг будут?
Когда, что и где?
А то я так не играю! :))))

не тестер ине критег™
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 27th, 2010 08:04 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
каких книг?
[User Picture Icon]
From:skyuni
Date:January 27th, 2010 07:57 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Зато в жж/на си малоизвестный автор может набрать читателей :
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 27th, 2010 08:01 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
и правда, зачем молодому автору качество текста? популярность важнее :))))


Edited at 2010-01-27 08:03 pm (UTC)
[User Picture Icon]
From:orsana_78
Date:January 27th, 2010 08:00 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Для меня книги делятся на читабельные и нечитабельные. Все! А литературу критиковать я вообще не умею.

А вот после "Ведьмы"... я больше никогда так не смеялась. Хотя хороших, юморных и красочных вещей читала много.
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 27th, 2010 08:01 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
между прочим, писалась без тестеров вообще....
[User Picture Icon]
From:irien24
Date:January 27th, 2010 08:04 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Зришь в корень! Сразу видно истинного натуралиста - систематизировала и классифицировала по размеру клювик и длине хвоста аки Карл Линней!
Главное чтобы у автора своя голова на плечах имелась.
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 27th, 2010 08:09 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
ты там выше почитай: главное нынче побольше читателей набрать :))))

Edited at 2010-01-27 08:09 pm (UTC)
[User Picture Icon]
From:kleo_girl
Date:January 27th, 2010 08:04 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Ольга Николаевна, я вот совсем категорически не писатель, но думаю, что Вы делаете очень хорошее дело - у Вас в ЖЖ много постов посвещенных начинающим авторам, и они помогают им. Причем, я думаю - существенно) Большое уважительное спасибо)))
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 27th, 2010 08:08 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
авторы так по большей части не считают, увы :) они уверены что их разводят :)))
[User Picture Icon]
From:nushasmall
Date:January 27th, 2010 08:05 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Если вкратце, то:
Тестер, выпей йаду. :)
[User Picture Icon]
From:malcusha
Date:January 27th, 2010 08:06 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Правильных нужно холить и лелеять. Это давно стало ясно. :)
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 27th, 2010 08:08 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
холим и леем, и даже кофием поим :)))
[User Picture Icon]
From:ravenstormc
Date:January 27th, 2010 08:10 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
ага
больше всего бесит когда выкладываешь сырой текст с надеждой что скажут что делать с "вторым абзацем и пятым", а тебе "проза это не твое, пиши лучше стихи"
[User Picture Icon]
From:sulwen_earel
Date:January 27th, 2010 08:44 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
А еще весело, когда критикуют не форму, а содержание.
Не "вот тут рифма хромает", а "что за тупая тема для стихотворения"
[User Picture Icon]
From:nataluga
Date:January 27th, 2010 08:17 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
ааа, хочу быть тестером! я такая зануда :)))
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 27th, 2010 08:35 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
вакансия тестера-зануды уже занята :)
[User Picture Icon]
From:chernokoshev
Date:January 27th, 2010 08:19 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
А мне казалось, что основное назначение бета-тестера - первичная ловля багов, чтоб редакторов-корректоров сильно не пугать. :-) Нравится-не нравится - дело субъективное и слабо формализуемое. А вот если тестеру видится ляп - то он или действительно есть, или автору как минимум становится известно о возможности двоякого понимания событий. Ну или тестер балбес, такое тоже бывает... :-)
Я это к чему: тестер, ИМХО, исходя из названия, должОн искать ляпы. А уж с оценка прочитанного - дело... ну не десятое но второе-третье. ИМХО, опять же.
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 27th, 2010 08:25 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
левые тестеры баги вам не наловят. это, по большей части, читатели, которые желают как-то повлиять на вас как на автора, заставить написать "чтоб мне было красиво"
[User Picture Icon]
From:laurrie
Date:January 27th, 2010 08:28 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
а вдруг он спер ваш текст, чтобы издать под своим именем?!

Хы, отличная идейка, спасиб. :)))
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 27th, 2010 08:31 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
я знаю твой телефон и адрес!! :))))
[User Picture Icon]
From:jivi_legko
Date:January 27th, 2010 08:29 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Скажите, а у вас много желающий пойти в тестеры? Ну, что б на халяву новую книгу почитать?:)
Это же тоже один из критериев, почему люди так хотят быть тестерами:)
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 27th, 2010 08:31 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
см. п.е) :)))
[User Picture Icon]
From:tyava
Date:January 27th, 2010 08:39 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Как сложен мир литературы!
Вот уж не думала,что писатели полагаются на чье либо мнение,кроме 2-3 друзей и редактора.
[User Picture Icon]
From:wildlemming
Date:January 27th, 2010 08:44 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
ИМХО показывать кому-то что-то надо только с оговоркой "вот ты мне тут глянь, чтобы на протяжении книги глаза у героев были одинакового цвета. А за базары про корявый хронотоп, узость точек зрения и картонность характеров буду в морду бить. С предупреждением. Одним. Вот этим..." Сколько вычитывала тексты у респондентов - всегда эта оговорка меня спасала. Дескать, правьте факты, а прочим уж мы в редакции займемся, кто тут профи, в конце-то концов)))
(Deleted comment)
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 27th, 2010 08:51 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
консультанты - это уже не тестеры :) я с ними обычно безотносительно сюжета советуюсь, просто ставлю конкретный вопрос - что будет если так-то?

Edited at 2010-01-27 08:52 pm (UTC)
(Deleted comment)
(Deleted comment)