?

Log in

No account? Create an account
Jan. 30th, 2005 @ 09:08 pm Не все книги одинаково полезны...
Поскольку мой ребенок изредка все-таки спит, а муж приволок подаренную кем-то книжку Юлии Остапенко "Ненависть", я на пару часиков завалилась с нею на диван. И осталась в глубоком недоумении. До сих пор сижу и думаю, понравилась она мне или нет. Точнее, нужно ли мне, то, что я прочитала. Нет, к стилю и языку у меня никаких претензий. Написано красиво, увлекательно, читается на одном дыхании. Но лю-у-у-ди... Там же не просто все умерли... Там ВСЕ умерли!!! И второ-, и третье-, и стостепенные герои с удручающей регулярностью играли в ящик, давали дуба и пр. по классификации ув.Безенчука, похоронных дел мастера. Стоило какому-то бедолаге опрометчиво высунуться из кустов, как его немедленно убивали, протыкали насквозь, отрубали голову и пусть скажет спасибо, если перед этим не насиловали!!!
Нет, я понимаю, что в психологической фэнтези, как честно сказано в аннотации, просто не может никто не умереть или хотя бы от души пострадать.
Я также отлично знаю, что жизнь не сахар и в ней всегда есть место смерти. И вообще моей любимой книгой в детстве был "Белый Бим, черное ухо". Я ее читала, когда болела, и каждый раз дико плакала. А мама до сих пор с гордостью зачитывает гостям мой написанный в первом классе стишок про зайчика. Дословно не помню, но содержание такое: зайчик сидит под кустиком, дрожит и переживает, ибо" Маму съели волки, папу съела рысь, даже злая кошка говорит мне брысь", и этим дело не ограничилось - так куплетов пять, посвященных не менее ужасным смертям прочих заячьих родственников, до дедушки включительно. Гости почему-то неизменно гомерически смеются...
Однако по прочтении некоторых книг хочется возрыдать и воскликнуть: "Ну почему они умерли?!"
А после некоторых: "Автор, ну за что ты их убил?!".
Да не обидится на меня уважаемая julia_ostapenko, ибо сие есть исключительно имха. И дело даже не в этой конкретной книжке. Просто ну ОЧЕНЬ не люблю, когда злые писатели пачками приносят несчастных героев на алтарь психологии... :-(
Самый же прикол в том, что книга, над которой я сейчас работаю, оканчивается почти так же. Почти ;-)

А вы любите безысходно страдающих героев и плохие концовки?! (произносится страшным-престрашным голосом злобной писательницы)
И такое лечат...
ведьма
[User Picture Icon]
From:amarisuna
Date:January 30th, 2005 07:13 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
О, да ( произносится не менее страшным голосом), а ты любишь злых читателей у себя под дверью с вилами и настоятельным требованием воскресить всех в продолжении? -)))
Если серьезно - нет, не люблю. Я считаю, что жизнь и так бывает слишком мрачной, чтобы еще и в книгах сгущать краски
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 30th, 2005 07:16 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Во-во :-)))
Боюсь, придется мне срочно сменить и это место жительства... :-))))
[User Picture Icon]
From:shnyra
Date:January 30th, 2005 07:17 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
А не читала ль ты еще "По велению грома" Лоры Андроновой? Джориан ее нахваливает, а я чего-то сегодня наткнулась на этот кирпичик и испугалась объема :-)))
При том, что вообще-то люблю длинные книги, но не всякие :-))
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 30th, 2005 07:19 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Нет... но судя по читанным на СИ рассказам, эта книга мне тоже вряд ли понравится :-)))) Впрочем, если Лора скажет мне, что она хорошо кончается, я ее непременно прочитаю :-))))))))))))))
From:ex_elmeiorra488
Date:January 30th, 2005 07:23 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Не-а)))))
Слюняво-конфетные хеппиэнды тоже, конечно, не фонтан, но когда все долго и мучительно умирают...нееет, не надо нам такой радости...
[User Picture Icon]
From:magnum_m
Date:January 30th, 2005 07:24 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
От плохих концовок, беспросветных и мрачных у меня как правило отрубает желание читать что-то серьезное на некоторое время... И иногда продолжительное... И сразу очень сильно хочется чего-нибудь светлого, радостного, юморного...
О героях:
Да. Но впечатление имхо усиливается, когда в безысходности оказывается все-таки счастливая лазейка.
Когда герой мне нравится и его заставляют страдать, бывает так щемит в сердце, "почти" пробивает на "сырость".
Я даже назову Таких Героев.
Майлз Форкосиган в "Гражданская компания" Буджолд.
Волкодав Семеновой.
Хонор Харрингтон Девида Вебера.
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 30th, 2005 07:27 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Я имею в виду - страдает безысходно :-))
Когда страдает просто так, а к концу перестает, как тот же Волкодав - это кайф! :-))))
[User Picture Icon]
From:akirokira
Date:January 30th, 2005 07:24 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Ото ж!!! Шоб никто не вмэр - это ж неинтересно :))
А на самом деле - все зависит от того, КАК оно подается. Герои могут умирать просто потому, что иначе невозможно, а могут - потому, что такова авторская прихоть. И вот таких, авторовой волей убиенных, мне грустнее всего наблюдать.

З.Ы. А вот в аниме умерщвляемые пачками персонажи меня не удивляют. Наоборот, если все-все остались живы, то это либо романтическая комедия для самых маленьких, либо мангака облажался :)
[User Picture Icon]
From:meilleur
Date:January 30th, 2005 07:27 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Мне думается, что безысходности у нас и в жизни хватает с лихвой... Особенно сейчас...
Так что люблю книги "С ХЭППИ ЭНДОМ" :)))
Хотя... Бывают такие книги, в которых замочили главного положительного героя и ты с облегчением думаешь: "Ну наконец-то..."
Конечно, все относительно, но "лабуда про восходящее солнце" и "В целом, все будет хорошо, тока очень занудно" как-то скрашивает жизнь, "а хотя бы и книжную" =)))
В общем, "даешь хэппи энды!"

P.S. Это сугубо моё личное мнение!

[User Picture Icon]
From:darianochka
Date:January 30th, 2005 07:27 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Скажем однозначное НЕТ авторскому садизму!!! Герои должны жить!! По крайней мере главные. Нет, я понимаю, что в жизни тоже умирают... но не ВСЕ же!
Единственный тип произведений, где я признаю принцип "уходя гасите всех", это короткий готический рассказ, когда к героям привыкнуть не успел, а жутиков хочется.
А вообще, уважаемая ВБП, смена места жительства не поможет вам спрятаться от разгневанных читателей... так что. лучше пожалейте героев...:-))))
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 30th, 2005 07:34 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Я жалею... я очень жалею... пишу и рыдаю... :-))))))))
[User Picture Icon]
From:elver_2
Date:January 30th, 2005 07:28 pm (UTC)

Крик души.

(Ссылка тудыть)
Ольга, ПОЖАЛУЙСТА, НЕ НАДО ПОВАЛЬНЫХ СМЕРТЕЙ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ!!!!
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 30th, 2005 07:30 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
А если не повальных, а токо половину имеющегося расходного материала? ;-)

И вообще мне муж сказал: "Не жалей массовку!!!!" :-)))))))
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture Icon]
From:femme_amoureuse
Date:January 30th, 2005 07:28 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Мы - любим Ваши книги. :)
Ну, и жалеем любимых героев, когда их убивают. Причём лично я жалею любых хорошо выписанный, живых персонажей, если их убивают. Независимо от того, "наши" они или нет. :)
[User Picture Icon]
From:magnum_m
Date:January 30th, 2005 07:48 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Абсолютно солидарен.
[User Picture Icon]
From:afftor_vse
Date:January 30th, 2005 07:28 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Я люблю интересные и умные, а умерли там все герои или воскресли - все равно. И еще без юмора никуда. :)
Мне кажется, что с безысходно страдающими героями эти предпочтения не сочетаются... Нет, ну немножко посрадать можно, но в меру.
[User Picture Icon]
From:barceloneta
Date:January 30th, 2005 07:28 pm (UTC)

...terpet nenaviju)))

(Ссылка тудыть)
...da prostat menia ne lubas4ie znat 4em zakon4itsa...a takix, ya znau, mnogo...vsegda pri pokupke knigi pervym delom lezu v konec...i esli final pla4evnyi - ni za 4to ne kuplu...ne lubly rydatelnye knigi)))
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 30th, 2005 07:31 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Я тоже :-))))
Поэтому продавцы меня очень не любят... :-0)))
[User Picture Icon]
From:grachonok
Date:January 30th, 2005 07:30 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Как правило, чётко видно, когда смерть героя логически/психологически вытекает из сюжета, а когда он просто автору не глянулся:). Обилие смертей непонятно зачем - раздражает. Согласна, этого и в новостях хватает, чтоб еще в книгах читать:).

На меня в этом плане большое впечатление в свое время произвел "Рунный посох" Муркока. Там героям всю книгу отчаянно везет (так, что даже смешно), а на последних двух страницах их всех героически складывают. Причем абзацы там начинаются так: "Так погиб такой-то...":)
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 30th, 2005 07:32 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Да нет, там не непонятно зачем, а для нагнетения обстановки... но все равно жалко :-(((
[User Picture Icon]
From:magictpa
Date:January 30th, 2005 07:30 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Все хорошо в меру...
Черезвычайно слащавый хеппи-энд (все не просто живы, а абсолютно счастливы, все бяки перебиты и никаких облачков на горизонте) тоже угнетает не меньше, чем всеобщее истребление аля Виктор Гюго.
Правда, в мрачных книжечках "психологического фентези", мне в первую очередь становится любопытно, что-же за неуладки в психике автора, который это наваял :-)
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 30th, 2005 07:32 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Так вам мои предыдущие книги не понравились? ;-))))))))
[User Picture Icon]
From:kleo
Date:January 30th, 2005 07:32 pm (UTC)

(Ссылка тудыть)
Любим любые концы и концовки, лишь бы они не провисали, а работали на цель красиво и качественно.
В книге, как и в волшебной палочке, главное не длина, а магические свойства. :-)
[User Picture Icon]
From:snaky_lady
Date:January 30th, 2005 07:43 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Я люблю хорошие концы:)Потому как проблем и расстройств хватает и в жизни...и расстраиваться еще и над любимыми книгами не хочется...Поэтому выбирая книгу для чтения(или фильм/аниме для просмотра)я сначала выясняю,Как там с финалом и смертями;)
P.S.Покупая Верховную Ведьму,я сначала заглянула в конец книжки;)и,лишь убедившись,что все там в порядке,полезла в сумку за кошельком:)
[User Picture Icon]
From:hao_grey
Date:January 30th, 2005 07:47 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Остапенку - люблю почти беззаветно... потому как цепляет. Вот не знаю, за что - но цепляет :).
Безысходно страдающих героев - при условии, что они не просто сидят и страдают, а ещё делают что-то помимо. Дёргаются как-то. И ещё - при условии, что автор нормально владеет языком.
Плохие концовки - наравне с хорошими - в зависимости от уровня авторского мастерства и их логичности. Мне больше как-то нравятся ловушки для оптимистов: всё хорошо, все, вроде, живы-здоровы... а вдумаешься - упсь!
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 30th, 2005 07:50 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Цепляет - это да. У меня на полке еще и "игры рядом" стоят, прочитаю. Но если бы дело было не на халяву, а на книжном, ни за чтобы не купила. Не потому, что денег жалко. Просто в моей библиотеке мрачных книг почти нет.
[User Picture Icon]
From:aigol
Date:January 30th, 2005 07:50 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
В той книге, которую Вы читали - все эти страдания были психологически оправданы? Это я ради расширения кругозора спрашиваю, поскольку о "психологической фэнтези" никогда и не слышала. А то помните...
"Стыдно, стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных.."
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 30th, 2005 07:52 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Пожалуй, да. Скажем так - она и была задумана, как познание жизни через смерть. И весьма рассчетливо с этой точки зрения написана. Профессионально.
Но не мое оно, ох, не мое...
[User Picture Icon]
From:morwen_russe
Date:January 30th, 2005 08:00 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Не люблю безысходных страданий! (Безысходности вокруг хватает!) Не люблю смертей героев, к которым успела привязаться при чтении, они ж живые! Не понимаю, как у автора поднимается рука вот так пачками валить персонажей.. даже если очень-очень обоснованно и безвыходно..
А вот когда герой пострадает-пострадает,что-то умное для себя поймет, пошевелит мозгами, спасется и у него все хорошо кончится - это да! :))) ЧТоб за просто так счастье не доставалось.. :))))))))
[User Picture Icon]
From:enathrae
Date:January 30th, 2005 08:05 pm (UTC)

Простите, что так длинно... тема зацепила.

(Ссылка тудыть)
Концовки, когда никто не умирает - это это многообещающее начало для длинной хорошей серии. И нет в этом ничего плохого, и хочется читать дальше и дальше, и расставаться с героями не хочется.

Но наибольший эффект достигается только тогда, когда в самом финале убивают одного из главных героев. Причем не обязательно хорошего, даже совсем не хорошего, лучше, когда Самыйглавныйположительныйгерой всю книгу считал Вперспективеубиенного своим врагом и полной сволочью, а в конце эта самая сволочь возьми да и выкинь благородный фортель, в результате которого он А)Спасает Самогоглавногоположительного и Б)Сам умирает.

В результате - вечные муки совести для спасенного и Действительно Неоднозначное Чувство для читателя. Потому что враг-то, оказывается, и не враг вовсе. И уже совсем непонятно, что у него там в его темных мозгах скрывалось, раз уж он на такую жертву пошел. И ты не поймешь никогда этого. И оценишь лучше всего то, что уже не вернешь.

Такие книги всегда След оставляют. Но. Произведение получается одноразовое или последнее в цикле, потому что после ТАКОЙ концовки писать уже больше нельзя. Разрушишь впечатление. Пример есть, кстати, в "Инкарнациях" Энтони. Если хотите, можете почитать "Зеленую мать". Главный лжец и злодей погибает трагично и пронзительно, оставляя чувство чего-то недо-понятого, недо-сказанного, недо-спрошенного. Потерянного. А потом будет следующая книга, продолжение, когда выясняется, что злодей-герой ушел не навсегда, и даже живет неплохо с положительной героиней. Обманули! Трагедия - а и не трагедия вовсе. Остается только написать, как они детей вместе растили.

И еще был фильм, который тоже у меня после просмотра оставил такое ноюще-задумчивое впечатление - это "Жестокие игры". Вот там все по правилам. Главный злодей оказался фигурой неоднозначной и умер вовремя, чтобы это подчеркнуть. Сразу и навсегда... и, надеюсь, не будет продолжений с его духом, читающим загробные нотации будущим поколениям.
[User Picture Icon]
From:korli
Date:January 30th, 2005 08:59 pm (UTC)

Re: Простите, что так длинно... тема зацепила.

(Ссылка тудыть)
На самом деле фильм Жестокие Игры 2 имеет место быть. (Я его первым из двух посморел)
Но это не продолжение первой части, а что-то вроде ремейка...
[User Picture Icon]
From:eva_jg
Date:January 30th, 2005 08:09 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Все-таки, убивать главных героев не надо... Поетри героев второго плана добавляют эмоциональности и яркости, а вот когда умирает главный герой/героиня, с которым ты прошел все события, описываемые в книге, то это очень грустно и печально...
[User Picture Icon]
From:enathrae
Date:January 30th, 2005 08:15 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Я вот, если честно, наоборот никогда не велась, когда убивают второстепенных. Это - потеря для главного героя, а не для меня, если я ее чувствую, значит, герой уже главный. А убийство ролей второго плана скорее совершается именно для главных героев, а не для читателя, чтоб дать им стимул мстить, например.
Если же второпланник никаким образом главному неважен, его смерть играет крайне мимолетное значение. Либо случайное, либо, чаще, чтоб показать, как одна ничтожная смерть повлекла за собой ... (дальше уже работает фантазия автора).
[User Picture Icon]
From:youppi_
Date:January 30th, 2005 08:23 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Ой, актуальная тема!
Не люблю (краткость - сестра таланта)
Только что посмотрела "Эффект Бабочки" (не в тему, но и к фильмам, и к книгам подобного рода одинаковое отношение) - и прям давит....
[User Picture Icon]
From:darianochka
Date:January 30th, 2005 08:36 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
оффтоп продолжается.
ой как солидарна)) Именно, что давит. причем жутко. неделю ходила под впечатлением
(no subject) - (Anonymous) - Expand
[User Picture Icon]
From:flysnake
Date:January 30th, 2005 08:33 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Очень не люблю!
[User Picture Icon]
From:korli
Date:January 30th, 2005 09:05 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
А может не надо? *заглядывая в глаза тем самым проникновенным взглядом Кота в сапогах*
Все-таки очень люблю happy-end'ы... Хочется, чтобы все было хорошо, а unhappy-end'ов и без того хватает...
[User Picture Icon]
From:julia_ostapenko
Date:January 30th, 2005 10:33 pm (UTC)
(Ссылка тудыть)
Вау, первый найденный мною отзыв с момента публикации. :) Спасибо!
Один только вопрос. Вы точно уверены, что в конце ВСЕ умерли? ;)
[User Picture Icon]
From:volha
Date:January 31st, 2005 07:02 am (UTC)
(Ссылка тудыть)
Да какое там спасибо, это я так, скорее в себе пытаюсь разобраться.
Нет, как раз к концу у меня претензий нет ;-) Мой вариант, что он ее все-таки грохнул, и так ей и надо, и не смейте меня разочаровывать авторским мнением!!! :-)))))
Но в середине же народ умирал просто пачками или были мертвы уже до прихрда героев!!! То есть я читала, это гнусно играло на каких-то садистских струнках моей души, мне это совершенно не нравилось, но все равно читала, потому что затягивает! Когда пересказала мужу сюжет, просто ужаснулась, а что сказал муж, осталось за гранью ЖЖЖ...
Юлия, по-моему, это тот самый одноногий мальчик, что и в Ромашке, нет? ;-)
[User Picture Icon]
From:babula
Date:January 31st, 2005 12:49 am (UTC)
(Ссылка тудыть)
очень не люблю, просто очень.